0

Избранные статьи. №41

Статья взята из журнала QI (русское издание), номер 2, 2019 г.

В студенчестве нас учили следовать правилам, соблюдать рецептуру и верить догмам. Хорошие студенты, уставившись на доску или уткнувшись в свои тетради, мы заучивали материал и беспрекословно выполняли указания преподавателей, не задавая лишних вопросов. Да и к чему было спрашивать? Учебники же не могут ошибаться, а все, что нужно для успешного завершения обучения, – это прочитать, запомнить и правильно ответить на экзамене.

Собственно, именно так мы узнаем, что 2 × 2 = 4, знакомимся с историческими событиями или постигаем основы физики, переходя из класса в класс, после чего поступаем в медицинский вуз. Поначалу медицина кажется довольно строгой наукой. Анатомия и гистология очень точно описывают ткани, органы, системы человеческого организма, а эпидемиология и вовсе является родной дочерью статистики. И снова мы запоминаем, запоминаем и запоминаем материал учебников и наставления преподавателей, увеличивая объем своих знаний в соответствующих
областях.

Проблемы начинаются, когда мы при- ступаем к лечению пациентов. Мы неукоснительно следуем тем правилам и используем те методы, которые усвоили в университете. Иными словами, делаем все, чему научились раньше, что предпочитает наш заведующий кафедрой, во что верит преподаватель. Или то, что получи- лось у кого-то из однокашников лучше, чем у других.

Таким образом, нас постепенно отучают от детской привычки «почемукать». Зачем в два раза дольше протравливать молочные зубы? Почему сложнее добиться анестезии воспаленных тканей? Почему красный плоский лишай часто обостряется после праздников?

Задавая вопросы, зачем и почему, на каждом этапе ведения конкретного пациента, мы намного лучше поймем природу заболевания, особенности предлагаемой терапии и сможем оказывать более эффективную помощь.

Задавая вопросы, зачем и почему, перед каждой манипуляцией, вместо слепого соблюдения протокола или рекомендаций, мы сможем адаптировать лечение к конкретной клинической ситуации. Впрочем, книги и учебная программа не описывают все, что необходимо знать.

С самого первого посещения пациента нужно спрашивать себя, зачем и почему. Почему именно у него возникли данные симптомы? Какое заболевание мы лечим? Почему предлагаем данному пациенту определенный протокол терапии в конкретный момент?

Нужно спросить, почему мы выбираем именно этот материал, а не другой. И вообще, как часто мы задумываемся и задумываемся ли вообще о том, как вести конкретного пациента, или строго следуем протоколу, который нам по душе? Когда мы слушаем рекомендации коллег, преподавателей, менеджеров различных компаний или чьи-то еще, всегда должны задавать правильные вопросы перед приобретением новых материалов и оборудования. Однако просто задавать вопросы недостаточно – нужно еще и находить на них ответы. Только в таком случае мы сможем повысить эффективность оказываемой стоматологической помощи.

Эти вопросы нужно задавать всегда. Чтобы быть уверенными в качестве лечения, необходимо знать, кому, что, когда и зачем делать. Спросите себя, насколько запланированная на сегодня терапия соответствует общей лечебной стратегии? Насколько планируемые манипуляции актуальны? Удалось ли стабилизировать состояние пациента?

Кроме того, нужно сформулировать план наблюдения пациента после завершения активного лечения. Какими должны быть интервалы между осмотрами? На какой срок назначить следующее обследование? Понимает ли пациент собственную роль в поддержании здорового состояния полости рта и знает ли он, что для этого требуется?

Очевидно, что вопросы, зачем и почему, нужно задавать с первого визита пациента и в течение всего периода лечения и наблюдения. В таком случае ситуация становится яснее, лечение понятнее, а результаты лучше. Нередко мы просто игнорируем некоторые вопросы, которые должны были бы задать для повышения не только эффективности терапии, но и собственной квалификации. Более того, наша профессия предполагает постоянное обучение. Корректное формулирование вопросов облегчает понимание и запоминание ответов. Слепое следование известным протоколам и догмам иногда даже полезно, но врачи должны обдумывать каждый свой шаг и обосновывать любое действие с учетом интересов конкретного пациента. Будучи учителями, мы должны подталкивать своих учеников к тому, чтобы они всегда спрашивали, испытывали, добивались ответов на поставленные вопросы, несмотря на наши собственные предпочтения. Будучи клиницистами, мы должны ежедневно совершенствовать свои знания и умения. Вне всяких сомнений, только это позволяет повысить эффективность нашей работы и сохранить к ней неподдельный интерес во благо пациентов.

Йи-Цу Тан

Кафедра пародонтологии стоматологического факультета IV Военно-медицинского университета (Сиань, Китай)

Лиран Левин, DMD

Заместитель главного редактора

Товар добавлен в корзину