0

Стоматолог или бизнесмен?

Статья взята из журнала QI (русское издание), 2010 г.

Всегда любопытно наблюдать за каждым следующим выпуском стоматологического факультета. Мне доставляет удовольствие вид молодых коллег, облаченных в академические мантии. Ребят переполняет радость окончания периода, который стал очень важной частью их профессиональной и личной жизни. Большинство из них с оптимизмом относятся к своим перспективам в профессии. Кто-то уже определился относительно места будущей работы.

Непосредственно перед церемонией вручения дипломов мне удалось пообщаться с одним из выпускников, который упомянул, что планирует приобрести уже «раскрученную» стоматологическую клинику. Он только нашел соответствующую клинику, которая была ему по карману, и считал, что это будет правильный с экономической точки зрения шаг. Когда я поинтересовался ценой, то он признался, что сам ничего не понимает в оценке стоматологической практики и стоимость была определена его финансовым консультантом.

Однако хотелось бы, чтобы наши молодые коллеги, отправляясь в самостоятельное плавание, помнили о многих подводных камнях и сложностях. Может быть, целесообразнее сначала поработать в сотрудничестве с более опытным стоматологом?

Из собственного опыта могу сказать, что студенты получают широкий спектр знаний, которые позволяют им быть достаточно компетентными в разных областях стоматологии. Кроме того, мы стараемся предоставить им информацию, касающуюся основ ведения частной практики, поскольку эффективность стоматологической клиники зависит не только от лечения и профилактики заболеваний, но и от правильности принятия управленческих решений.

Стоматологи, как опытные, так и не очень, обладают знаниями и умениями, чтобы улучшать состояние полости рта пациента, но достаточно ли этого для успешной стоматологической деятельности? Должен ли стоматолог, который приобретает клинику, пройти соответствующие курсы? Вне всяких сомнений, в карьере подавляющего большинства специалистов покупка клиники является одним из самых ответственных финансовых решений. Многие из нас знают, какие вопросы задавать при выборе жилья. При этом можно легко обратиться к риэлтеру за помощью в приобретении и (или) оценки стоимости дома или квартиры. К сожалению, при оценке стоимости стоматологической клиники ситуация очень запутанна, и на цену предприятия влияют многие далеко не очевидные аспекты.

Риском называется вероятность успеха или неудачи. При оценке стоимости стоматологической клиники, даже при наличии полной и объективной финансовой документации и другой информации, всегда имеются скрытые факторы риска, которые сложно или невозможно предвидеть.

Существует множество методов оценки стоимости бизнеса, один из самых распространенных заключается в определении фактического оборота. При этом учитывается наиболее вероятная выручка, но не принимается в расчет неизбежный спад оборота, связанный со сменой владельца. Кроме того, так же сложно определить и прибыльность каждой конкретной стоматологической клиники. Таким образом, для правильной оценки стоимости практики необходимо глубокое понимание особенностей и финансовых принципов функционирования стоматологического бизнеса.

Должен ли стоматолог сам заниматься такой оценкой? По моему мнению, стоматолог должен, по меньшей мере, уметь задавать правильные вопросы своим консультантам, так же как при покупке жилья. Очевидно, что наиболее важный вопрос заключается в определении прибыльности стоматологического бизнеса.

Мне кажется, что для обучения умению задавать такие вопросы и, главное, понимать ответы требуется больше, чем пара курсов по управлению стоматологической клиникой. На сайте Американской стоматологической ассоцииации (www.ada.org) я обнаружил один из подобных курсов, который сопровождался следующей рекламой: «Данный курс не является курсом по управлению практикой. Его содержание предназначено для… студентов по программе МВА в областях стратегического планирования, руководства организациями, маркетинга, финансов, бухгалтерского учета, экономики и информационных систем». Вот так-то.

Учитывая все вышесказанное, а также экономические сложности, с которыми сталкиваются сегодня стоматологи, я считаю целесообразным включение в программу подготовки студентов-стоматологов специальных циклов для обучения управлению стоматологической клиникой.

Сорин Тейч, DMD, MBA Профессор, директор по клиническим программам Стоматологический факультет университета Кейс Вестерн Резерв (Кливленд, Огайо, США)

Товар добавлен в корзину