Сохранить науку в искусстве и науку в стоматологии
Во всех областях здравоохранения отмечается вечное стремление к совершенствованию методов диагностики и лечения. Безусловно, делается это на благо пациента. Пациенты искренне верят в то, что мы поможем им решить проблемы со здоровьем. Предполагается, что ситуация не ухудшится в результате неправильной диагностики и неоптимального лечения. Вопрос заключается в том, позволяет ли современное стоматологическое образование достичь этой цели. Как известно, в начале обучения студенты стоматологических факультетов изучают базовые науки. В студентах воспитывают аналитическое мышление и учат их работать с литературой. Они знакомятся с анатомией и физиологией человеческого организма. Естественно, особое внимание уделяется полости рта. Через некоторое время начинается освоение материаловедения, студенты учатся препарировать и восстанавливать зубы. По мере увлечения отработкой мануальных навыков и освоения работы с разными материалами, аналитическое мышление и базовые науки отходят на второй план. Вскоре уже считающие себя клиницистами студенты знакомятся с требованиями качественной стоматологической помощи, продолжают оттачивать мануальные навыки и задумываются над требованиями, необходимыми для успешного завершения вуза. Тем временем фундаментальные знания отступают уже на третий план. В последний год обучения студенты чувствуют себя практически на 100 % подготовленными клиницистами, владеющими всеми нужными навыками. О фундаментальных знаниях речь уже почти не идет, основные усилия направлены только на получение диплома. К этому моменту базовые науки становятся достоянием истории.
Выпускник стоматологического факультета может вполне квалифицированно выполнять многие стоматологические манипуляции, но насколько это ценно, если учесть утраченную способность думать, размышлять, анализировать? Я не имею в виду умение определять лучший тип препарирования или восстановления зуба – с этим вчерашний студент должен справляться. Однако можно ли считать молодого стоматолога действительно врачом, который занимается лечением патологии структур полости рта? Я буду всегда помнить своего преподавателя по хирургической стоматологии, который предупреждал нас о том, что за каждым зубом находится сам пациент. Сказано просто, но очень верно. Сегодня, в век быстрого развития технологий, те стоматологи, которые не умеют оценивать состояние пациента в целом, проигрывают, по крайней мере с точки зрения качества оказываемой стоматологической помощи. К сожалению, молодым клиницистам недостает умения диагностировать патологию полости рта, боль ротолицевой области и соматические заболевания.
В раннем детстве при переходе дороги всех нас учили остановиться, посмотреть и послушать. Аналогичного правила мы должны придерживаться при возникновении каких-либо сомнений в ходе диагностического процесса. Вчерашние выпускники стараются как можно быстрее окунуться именно в практическую деятельность, у них чешутся руки. Однако именно в самом начале своей карьеры очень важно не только в совершенстве владеть мануальными навыками, но и проявлять внимательность, уметь слушать, а главное, думать, прежде чем приступать к активным действиям. С помощью стоматологических процедур можно вылечить далеко не все болезни, зато многие можно усугубить. Стоматологическое образование должно быть таким, чтобы учить студентов думать и правильно использовать знания базовых дисциплин для постановки правильного диагноза и составления оптимального плана лечения. Безусловно, это предполагает умение своевременно определять необходимость в проведении конкретных дополнительных методов исследования и консультаций у специалистов соответствующего профиля. Невозможно разбираться в особенностях боли в ротолицевой области без понимания общей физиологии боли. Чтобы разбираться в проявлениях стоматологических заболеваний в полости рта, нужно хорошо знать общую медицину и патологию структур полости рта. Для точного понимания пожеланий и требований пациента, правильной оценки его соматического и психологического состояния нужно уметь слушать.
Освоение базовых наук и воспитание аналитического мышления должны не ограничиваться первым-вторым курсом обучения на стоматологическом факультете, а продолжаться в течение всей профессиональной карьеры. Стоматологические факультеты должны готовить не рукастых роботов, а компетентных профессионалов, способных мыслить и анализировать, чтобы ставить правильный диагноз, назначать оптимальное лечение и относиться к пациентам с участием. Безусловно, все это должно быть не в ущерб мануальным навыкам. Сэр Уильям Ослер (William Osler) как-то сказал: «Чтобы уверенно встретить завтра, нужно хорошо
подготовиться сегодня». Стоматологическое образование должно быть таким, чтобы выпускать всесторонне подготовленных клиницистов, имеющих все необходимые задатки для освоения вершин профессии. Для этого нужно не только научить студентов думать, но и сделать так, чтобы это вошло у них в привычку.
Гэри Хайр, DMD, Профессор отделения боли ротолицевой области Кафедра пропедевтики Университет медицины и стоматологии штата Нью-Джерси (Ньюарк, США)