0

Имплантология, стандарт стоматологической помощи и стоматологическое образование

Статья взята из журнала QI (русское издание), номер 1, 2007 г.

В ноябре 2004 г. Американская ассоциация стоматологического образования (ААСО) созвала  специальную конференцию для обсуждения современного состояния имплантологической стоматологии в программе подготовки студентов-стоматологов и возможности принятия  некоторых протоколов лечения с использованием имплантатов в качестве стандартов. Идея проведения данного мероприятия исходила от конкретных специалистов, занимающихся  исследовательской, преподавательской и практической деятельностью в области дентальной имплантации.

Эти блестящие врачи прекрасно понимают колоссальный положительный эффект, который может оказать данное лечение на качество жизни пациентов. Наиболее ярким представителем в этой сфере деятельности является д-р Деннис Тарноу (Dennis Tarnow) заведующий кафедрой  имплантологической стоматологии стоматологического факультета Нью-Йоркского университета. На конференцию ААСО были приглашены все деканы стоматологических факультетов США, а также заведующие кафедрами ортопедии, пародонтологии, стоматологической и челюстно лицевой хирургии.

Объявление определенной процедуры стандартом лечения при обучении студентов имеет определенные не только клинические, но и юридические последствия. Безусловно, такое решение приведет к изменению подходов к стоматологическому лечению в целом. Рассмотрим, например, съемные протезы с опорой на два имплантата. Лекции, посвященные данному протоколу, были подготовлены д-ром Jocelyne Feine,  директором программ подготовки студентов - стоматологов на стоматологическом факультете университета им. Мак-Гилла. По моему мнению,  эти лекции являются с одной стороны наиболее сжатыми, с другой - исчерпывающими. В лекциях убедительно обосновывается эффективность процедуры и объясняется влияние указанного лечения на общее состояние здоровья пациента, функционирование стоматогнатической системы и удовлетворение пациента. Кроме того, учитывается экономическая составляющая этой процедуры. Ни один из аспектов не остался незамеченным. Единственным недостатком данного метода терапии является его относительная дороговизна. Стоматологические факультеты должны разработать условия, которые бы обеспечивали достаточные стимулы для имплантологического лечения с целью привлечения пациентов. В случае использования имплантата при отсутствии одного зуба это не вызывает трудностей, поскольку во многих университетских клиниках мостовидный протез на три единицы стоит столько же сколько одиночная коронка с опорой на имплантат. Проблемы  возникают при обосновании стоимости двух имплантатов для опоры съемного протеза. Большинство пациентов университетских клиник имеют ограниченные финансовые возможности, но это не означает того, что они не заслуживают качественного стоматологического лечения.  Ниже представлено традиционно используемое сравнение планов лечения с мостовидным протезом на три единицы и одиночной коронкой на имплантате: «У вас утрачен один зуб, который необходимо заместить. Мы можем обточить прилегающие зубы и изготовить мостовидный протез приблизительно за четыре недели. С другой стороны, мы можем просверлить в кости челюсти отверстие, закрутить в него винт и установить на него коронку. На все это потребуется около одного года». При таком объяснении даже те пациенты, которые хотели бы избежать препарирования собственных зубов, выбирают мостовидный протез, поскольку сверление дырок в голове мало кому кажется привлекательным.

С точки зрения долгосрочной перспективы мы должны учитывать факторы, которые не разъясняют при обсуждении альтернативных вариантов терапии. В других областях стоматологии существуют определенные правила. Например, при представлении плана лечения с использованием прямых композитных реставраций можно указывать такие их преимущества, как немедленное получение результата и благоприятный эстетический эффект. Однако недопустимо  говорить о том, что композиты для изготовления прямых реставраций более биосовместимы, чем другие материалы. Оперирование объективными данными строгих исследований должно стать правилом, при менение описательных терминов следует оставить в прошлом.

Перед лидерами стоматологического образования сейчас стоит сложная задача - они должны начать думать как предприниматели. Небольшая скидка не сделает съемный протез на двух имплантатах приемлемым вариантом для большинства пациентов. Однако, студент, который не получит соответствующей подготовки в области имплантологии, будет менее конкурентоспосо-  бен, чем тот, который пройдет такую подготовку. Создание благоприятной бизнес-модели должно стать приоритетом для адекватного образования студентов стоматологических факультетов. Сочетание такого плана с общепризнанными научно-обоснованными стандартами при представлении пациентам альтернативных вариантов терапии приведет к изменению их отношения к имплантатам. В таком случае они не будут более ассоциироваться с «еще одной дыркой в голове».

Авишай Садан, DМD, главный редактор Quintessence International

Товар добавлен в корзину