0

Быть врачом значит больше, чем удовлетворять требования пациентов. Этический взгляд на эстетическое стоматологическое лечение

Статья взята из журнала QI (русское издание), номер 3, 2017 г.

Красивая улыбка, успешная карьера, изменения в личной жизни – стоматология использует эти заявления более или менее развернуто, предлагая эстетическое стоматологическое лечение. Казалось бы, отказываться от таких многообещающих «медицинских» предложений просто неразумно. Что плохого в том, что медицина не только помо­гает людям предотвращать и лечить заболевания, но и способствует успеху в их профессональной и личной жизни? Более того, в последние годы особое внимание уделяется тому, чтобы клиницисты с уважением относились к личности пациента и не принимали решения за него. Во многих областях медицины к пациентам отно­сятся, как к клиентам, что в свою очередь приво­дит к тому, что пациенты начинают вести себя, как клиенты, и воспринимают медицинскую по­мощь, как услугу. Однако в связи с этим встает этический вопрос о приемлемости подобного из­ менения отношений между пациентом и врачом. В области стоматологии, в частности в эстетичес­кой стоматологии, этические проблемы совер­шенно очевидны.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ: ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД?

Рассмотрим в качестве примера отбеливание. Эта процедура, которую выполняют в лечебных учреждениях, коими являются стоматологические клиники, представляет собой своебразный маркетинговый инструмент, имеющий большее отноше­ние к индустрии моды, нежели к стоматологии. Безусловно, «клиенты» сами вправе решать, иметь ли им более светлые зубы, однако, идя навстречу таким пожеланиям, медицинские работники по­ступают неэтично, вне зависимости от того, на­сколько требователен пациент. Почему неэтично? Во­-первых, отбеливание зубов обходится слиш­ком дорого, и не только с финансовой точки зре­ния, но, что важнее, из­-за повреждения зуба на физиологическом уровне. Конечно, можно ска­зать, что большинство стоматологов объясняют эти аспекты своим пацентам, а последние согла­шаются, учитывая риск неблагоприятных послед­ствий, на что имеют полное право. С юридической точки зрения не придерешься. Однако действия, допустимые законом, могут быть этически сомни­тельными. Насколько допустимо сознательное нанесение врачом вреда пациенту? Насколько допустимо сознательное повреждение (вне зависимости от степени) физиологически безупречных зубов на том простом основании, что пациент хо­чет иметь более светлые зубы?

Постулат «Клянусь предпринимать все возмож­ные меры на благо больного в соответствии со своими способностями и знаниями. Клянусь не вре­дить» является основой клятвы Гиппократа. Каким же образом современный стоматолог может нести моральную ответственность за сознательное нанесение пациенту вреда?

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПАЦИЕНТА ИЛИ УВЕЛИЧЕНИЕ ОБОРОТА КЛИНИКИ?

Многие стоматологи оправдывают эстетические вмешательства тем, что достигнутая благодаря медицинским манипуляциям «красота» повышает благополучие клиента. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье, как состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Таким образом, ка­жется вполне обоснованным считать эстетические стоматологические мероприятия медицинской по­мощью, поскольку они служат улучшению здоровья в соответствии с указанной трактовкой. Одна­ко необходимо учитывать, что определение ВОЗ не является таким уж бесспорным аргументом. Если бы душевное благополучие составляло суть медицинской помощи, то банковские консульта­ции, например, можно было бы считать медицинскими вмешательствами, поскольку они повышают благополучие и снижают страдания людей, задол­жавших крупные суммы. Другими словами, само по себе «благополучие» не может оправдывать медицинское вмешательство. Помимо прочего, представленный пример обращает внимание на тот факт, что если считать указанные мероприя­тия медицинскими, то это означает, что многие нормальные состояния следует считать патологи­ческими, естественно, не имея на то никаких осно­ваний. Именно это повсеместно происходит в тех случаях, когда эстетические стоматологические мероприятия преподносят в качестве медицинс­кой помощи. В конце концов, какая проблема скрывается за просьбой пациента улучшить внеш­ний вид здоровых зубов? Дискомфорт, который испытывает человек из­-за внешнего вида своих зубов, на самом деле вызван не зубами, а недоста­точно высокой самооценкой этого индивидуума. Если стоматолог на самом деле хочет помочь тако­му человеку, то он должен воздержаться от косме­тических манипуляций и постараться, будучи вра­чом, выявить истинную причину беспокойства пациента. В данной ситуации тот, кто ограничива­ется стоматологическими вмешательствами, про­сто игнорирует подлежащую проблему.

В подобных случаях проблемы устраняются медицинскими методами, однако сами они от это­го более медицинскими не становятся, а остаются чисто социальными. Все дело в том, что причина обращения и беспокойства заключается в давле­нии общества и навязывании определенных стереотипов, но не в действительно неблагоприят­ном внешнем виде. Сложность влияния на общественное мнение не может служить оправданием медицинских вмешательств, нано­сящих вред здоровью. Если бы стоматологи на са­мом деле были врачами, то они должны были бы проинформировать своих пациентов о том, что более эффективной, надежной и долгосроч­ной альтернативой является повышение само­оценки пациента и развитие его личности. Те клиницисты, которые считают или притворяются, что могут решить проблемы самооценки своих пациентов с помощью медицинских технологий, в реальности не заинтересованы в благополучии этих пациентов. Скорее всего, основной интерес в таких случаях сугубо финансовый. При превали­ровании экономических аспектов над здоровьем пациента лечение нельзя считать истинно меди­цинской процедурой. По сути, речь идет о дело­вом сотрудничестве, когда представитель сферы услуг более или менее безразличен к здоровью своего клиента.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ СТРАХОВ ПАЦИЕНТА

Врачи подчас не обращают внимания на другой серьезный этический аспект. Многие стоматологи считают, что, предлагая косметические вмешатель­ства, они просто реагируют на нужды пациентов. Однако следует помнить, что, выполняя даже та­кие манипуляции, стоматолог считается врачом, а этот факт имеет далеко идущие последствия. Что же делает врача врачом? Звание врача определяется в меньшей степени возможностью выбо­ра метода лечения и в большей степени тем, что врач руководствуется определенными этиче­скими нормами. Настоящий врач никогда не ста­нет проводить вмешательство, которое заведомо наносит вред человеку, и использует только те методы лечения, которые имеют вероятность успеха и направлены на помощь пациенту. Каждый врач должен понимать, что выполнение космети­ческих процедур под видом лечения ведет к тому, что люди начинают предполагать следующее: «Если это вмешательство проводит врач, то отбе­ливание зубов имеет смысл». Другими словами, действия врача заставляют обывателей верить в то, что изменение формы неидеального зубного ряда вполне обосновано. Чем больше косметиче­ских вмешательств предлагает клиницист, тем больше недостатков он обнаруживает у своих па­циентов. Принятие того факта, что действитель­ной целью стоматологической помощи является улучшение внешнего вида зубов, челюстей, реста­враций зубов, означает, что многие люди неминуе­мо чувствуют себя менее уверенно. И таких людей становится все больше по мере распространения подобных взглядов. Ситуация усугубляется, когда стоматолог не только выполняет косметические вмешательства по требованию пациентов, но и рекламирует их. Цель рекламы заключается в формировании спроса, таким образом врач намеренно создает у обывателя уверенность в том, что без проведе­ния косметической манипуляции тот не будет удовлетворен. Даже уверенные в себе люди могут потерять эту уверенность и начинают считать, что только проведение косметических вмеша­тельств позволит вернуть прежнюю высокую само­оценку. Очевидно, что реклама противоречит са­мой цели здравоохранения и помощи пациентам. Если бы стоматологи действительно беспокоились о благополучии пациентов, то не стали бы зани­маться рекламой, поскольку она создает вымыш­ленные проблемы. Реклама эстетических стомато­логических услуг только снижает самооценку людей и не делает ничего, что могло бы ее повысить.

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ПОВЕРХНОСТНОЙ КУЛЬТУРЫ

Врачи, которые проводят лечение, основываясь на требованиях пациентов без их критической оценки, подтверждают некоторые весьма сомни­тельные представления. Что происходит с людьми, если мы считаем, что единственный способ до­стойного существования заключается в достиже­нии определенного внешнего вида? Как мы можем построить личное отношение к человеку на основании цвета или формы его зубов? Когда­то чрез­мерное внимание к внешнему виду считалось вы­ражением тщеславия и эгоизма. Даже если мы постараемся найти оправдание желанию быть красивым, то нужно помнить о том, что некоторые философы древности рассматривали красоту толь­ко в связи с добродетелью. Красота и добродетель считались двумя сторонами одной медали. Платон считал проявления добродетели истинно красивыми. Демокрит четко разделял действительную красоту и внешний вид. В Средневековье и на ранних этапах современной истории общество дифференцировало идеальную красоту как добро­детель и чувственную красоту как грех. Так к какой же красоте апеллирует современная стоматоло­гия?

Сегодня представление о красоте ограничива­ется только физическим проявлением. Стремление к ней больше не является поиском гармонии. Фак­тически, современная концепция красоты отража­ет тенденцию общества к функциональности. Более того, очевидно, что, по крайней мере отчасти, увлечение медицины косметическими процедурами способствовало распространению в социуме тще­славия, поверхностных представлений о красоте и стремлению к вечной молодости. Конечно, не стоматология лежит в основе указанных соци­альных изменений, но в результате официальной и часто неразборчивой эксплуатации эстетических манипуляций стоматология способствует популяризации весьма сомнительных взглядов. Медицин­ская специальность, которая занимается исключи­тельно эстетическими аспектами, является деятельным пособником общества, руководствую­щегося бессмысленностью и тщеславием. Одержи­мость внешним видом свойственна некоторым ме­дицинским специальностям, что достойно сожаления. Такие направления медицины (и спе­циалисты) отвергают основную цель здравоохра­нения – помощь больным и являются оруженосца­ми общества потребления.

ВЫВОДЫ

Безусловно, далеко не во всех случаях косметичес­кие вмешательства конфликтуют с медицинской этикой. При выполнении эстетического лечения многие врачи руководствуются благородными идеалами, а не собственной прибылью. Более того, в некоторых случаях внешний вид действительно может приводить к страданиям пациента, тогда действия, направленные на достижение высокого эстетического результата в полной мере считаются медицинскими. Однако грань между помощью страждущим и аморальными маркетинговыми обе­щаниями очень тонка. Эстетическая стоматология только тогда может считаться медицинской специ­альностью, когда ее методы используются ответственно и согласно четким показаниям. Стома­тологи, стремящиеся исключительно к удовлетворению требований своих «клиентов», переходят в разряд сотрудников сферы услуг. Таких специалистов можно отнести к ремесленни­кам, пусть даже талантливым в своей области. Критическая оценка пожеланий пациента является признаком ответственности и делает врача врачом. Другими словами, это означает, что хороший врач всегда откликнется на желание пациента вы­глядеть лучше, но никогда не пойдет на поводу у него, если это желание основано на буйной фантазии или модных концепциях. В подобных случа­ях большое значение имеет обстоятельная беседа с пациентом, при сохранении у стоматолога со­мнений от лечения следует отказаться.

Если стоматологи считают себя врачами, то они должны проповедовать непредвзятые идеалы красоты, включающей в себя общее пред­ставление о человеке, а не только его внеш­ний вид. Философ Герно Бёме (Gernot Böhme) считал красоту способом существования, а не характеристикой человека. Таким образом, красоты невозможно достичь благодаря приме­нению медицинских технологий. Стать красивым можно, развивая личность и харизму, поведение, манеру общения и отношение к окружающим. Эстетическая стоматология должна пропаганди­ровать концепцию красоты, которая не предпола­гает стандартизации всех людей посредством технологий, но способствует положительному отношению к многообразию человеческих ка­честв. Стоматологи оказали бы бóльшую услугу своим пациентам, если бы тратили время на разъяснения, а не на проведение инвазивных вмешательств.

Конечно, в некоторых случаях «лучший» внеш­ний вид дает преимущество, однако такое преимущество (в личной или профессиональной жизни) имеет два недостатка. Первый заключается в окру­жающих, которые строят свое отношение к челове­ку на основании его внешнего вида. Такое отноше­ние чаще всего очень недолговечно. Второй недостаток заключается в том, что такое преимущество могло быть достигнуто посредством улуч­шения собственной харизмы (обаяния) и социаль­ного поведения, а не только с помощью улучшения внешнего вида. Если врач на самом деле хочет по­мочь своим пациентам, то он постарается вселить в них бóльшую социальную уверенность или помо­жет найти им нужное направление, поскольку это позволит пациентам получить бóльшие социаль­ные и личностные преимущества со значительно меньшими финансовыми затратами.

Эстетический стоматолог, выступая как врач, «помогает» пациентам более рискованно и дорого, но менее эффективно. Подобные действия не име­ют никакого отношения к медицине и не могут быть оправданы стремлением пациента к достиже­ нию успеха в личной или профессиональной жиз­ни. Таким образом, эстетическая стоматология как медицинская дисциплина имеет будущее толь­ко при восстановлении того, что было утрачено, а именно – веры человека в его духовную целост­ность.

Джованни Майо (Giovanni Maio)

Заведующий кафедрой биоэтики Института медицинской этики и истории медицины,

Университет Фрайбурга (Германия)

Товар добавлен в корзину